Навигация по сайту
Популярные новости
Законодательство
Уголок руководителя
Директор Коваленков Александр Владимирович
Директор Коваленков Александр Владимирович
callТелефон +7 (4832) 41-26-43
printФакс +7 (4832) 41-26-43
mailE-mail sch8-br@yandex.ru
languageСайт 8школа.рф
Школа №8 города Брянска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8 имени Героя Советского Союза, лётчика-космонавта СССР В.М. Афанасьева" г. Брянска
Воспитательная работа. Кабинет психолога

В ситуации, связанной с возможной угрозой здоровью или жизни, естественная реакция психики направлена на переживание стресса. У детей, которые были непосредственными участниками события, могут происходить следующие процессы. Обращаем ваше внимание на то, что каждый ребенок проживает ситуацию по-разному.

1.  В первые часы после происшествия: общая мобилизация ресурсов организма, направленная на выживание. В эмоциональном состоянии - чувство отчаяния. Возможные телесные ощущения: головокружение, головная боль, сердцебиение, сухость во рту, жажда и затрудненное дыхание.

            2. Первые трое суток. Первые контакты с теми, кто получил травмы, с пониманием масштабов происшествия («стресс осознания»). Возможные симптомы: ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния. Преобладает чувство растерянности, возможны страхи, ослабление функций внимания и памяти. Возможные телесные реакции: «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита.

            3. 3–12 суток после происшествия. Постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. Однако может сохраняться пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, бедность мимики, снижение интонационной окраски речи, замедленность движений. Может появляться желание «выговориться», сопровождающееся возбуждением, беспокойством. Могут появляться сны, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различных вариантах отражающие пережитые впечатления.

На фоне некоторого улучшения состояния может снижаться уровень резервов организма: есть риск простудных заболеваний, обострения хронических заболеваний. А может уменьшиться умственная работоспособность.

4. Примерно с 12-го дня после случившегося активизируется общение, речь и мимика становятся такими же, как до происшествия,  восстанавливаются нормальные сновидения. Могут возникать симптомы предыдущих стадий, но со временем они ослабевают.

 

У детей, которые не являются пострадавшими и непосредственными свидетелями происшествия, данные процессы могут происходить по-разному: у кого-то более выраженно, у кого-то менее -   вплоть до отсутствия каких-либо симптомов. И это нормально. 
            В некоторых случаях реакции детей могут быть той же силы, как и у непосредственных участников. Это может быть связано с обострением переживаний, относящихся к жизненному опыту ребенка: конфликты с друзьями, неразделенная любовь, развод родителей или острые продолжительные конфликты между ними, переживание утраты близких. Обострение происходит, если на момент событий ребенок не смог выразить возникшие переживания, рассказать о них близким людям, получить поддержку.

 

Как поддерживать детей, переживающих последствия чрезвычайной ситуации:

  1. В период чрезвычайной ситуации у ребенка могут возникнуть регрессивные проявления (возврат в поведении к более раннему возрасту). Это связано с повышенной потребностью в ощущении безопасности, внимании родителей, их заботе. Важно дать ребенку побыть «маленьким», не требовать от него взрослого и серьезного поведения.
  2. Быть рядом. Заботиться о физическом состоянии – своем и ребенка. 
  3. Дети могут проявлять повышенную обеспокоенность и контроль за действиями взрослых. Это связано с потребностью в восстановлении контроля над своей жизнью. Рассказывайте ребенку о том, что делаете, о ближайших планах. Это снимает тревогу.
  4. При возникновении страхов – не обесценивать их (нельзя говорить фразы вроде: «Здесь никого нет, перестань паниковать!»), необходимо выслушивать, проявлять заботу. Говорить простыми фразами, сообщать, что ребенок в безопасности, вы заботитесь о нем.
  5. В случае возникновения дрожи  - попросить не сдерживать её, так как это естественный способ выхода накопившегося напряжения.
  6. Нужно постараться сохранить привычный для ребенка образ жизни (время еды, время сна, семейные традиции, место жительства, школа, класс, дополнительные занятия и т.д.).
  7. Постараться оградить детей от информации, передаваемой в СМИ, если событие имело общественный резонанс.
  8. В случае, если оградить от информации не получается, обсуждать увиденное и услышанное ребенком, обращать внимание на критическое восприятие информации.
  9. Если ребенок сам начинает разговор о произошедших событиях, задавать конкретные вопросы - давать честные ответы, но на доступном для его понимания языке, разрешать ребенку говорить о переживаниях, связанных с произошедшими событиями тогда, когда этого ему захочется.
  10. При потребности ребенка рассказать о пережитом событии или последующих впечатлениях, выслушивать доброжелательно, с вниманием и заботой, давать ему высказаться до конца, не осуждать, не перебивать и не пытаться сменить тему. Помочь выразить возникающие чувства.
  11. Поощрять выражение ребенком собственных чувств через игру или рисунки: такой способ является более подходящим для детей рассказать о том, что они пережили.
  12. Помочь ребенку включиться в обычную жизнь: вернуться к общению с обычным окружением, к дополнительным занятиям, обычному уровню физической активности.
  13. Внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка: если что-то насторожило, то немедленно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Например, нарушения сна, аппетита, чрезмерная замкнутость, заторможенность, немотивированная агрессия и т.п.
  14. Открыто выражать свои собственные переживания.
  15. Использовать возможности помочь телесному расслаблению ребенка: водные процедуры (теплая ванна, душ), обучение глубокому дыханию.
  16. При достаточном уровне активности ребенка – прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, совместные походы в кино, кафе и т.д.

 

Помните! Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят произошедшее с ним событие, или жалуется на «страшные сны», на это обязательно нужно обратить внимание. Так же могут быть повторяющиеся, навязчивые воспоминания о событии. Страхи – конкретных мест, людей, одетых определенным образом, страх оставаться одному, открывать двери, выходить из дома и т.п.  Подобные модели поведения нормальны сразу же после события и помогают ребенку справиться. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.

 

 

 

Навигация по сайту
Уголок руководителя
Директор Коваленков Александр Владимирович
Директор Коваленков Александр Владимирович
callТелефон +7 (4832) 41-26-43
printФакс +7 (4832) 41-26-43
mailE-mail sch8-br@yandex.ru
languageСайт 8школа.рф
Офицальная Россия. Сервер органов государственной власти
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральный портал "Российское Образование"
Роскомнадзор
Правительство Брянской области
Департамент образования и науки Брянской области
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Официальный Интернет-портал правовой информации
Форма обратной связи close
Здесь Вы можете задать свой вопрос руководителю или любому сотруднику учреждения, написать жалобу или предложение и получить ответ на указанный Вами электронный адрес Ознакомиться с политикой обработки персональных данных в учреждении
verified Обращение успешно отправлено В ближайшее время мы с вами свяжемся